© anekdotov.net
Рассказываем, что поменялось за период прохождения законопроекта через Госдуму.
Сразу во втором и в третьем (окончательном) чтениях Госдума приняла законопроект о едином налоговом счете для бизнеса (законопроект 46702-8). Не будем повторять сказанное ранее о недостатках этой системы, и тем более – не будем цитировать парадные заявления властей о ее плюсах. Про общий смысл (тем, кто не в курсе) можно почитать здесь.
Расскажем о некоторых изменениях данного гигантского законопроекта, появившихся в нем ко второму чтению. В основном, генеральная линия не изменилась, а поправки, хоть их и много, преимущественно просто устраняют недомолвки, имевшиеся в первоначальной версии законопроекта. Очень существенным можно назвать лишь новое изменение (ко второму чтению) сроков уплаты налогов и сдачи отчетности.
Об обязанности
Так, теперь сказано, что в совокупную налоговую обязанность не будут включаться госпошлины (кроме тех, по которым выдан исполнительный лист) и аванс по НДФЛ, уплачиваемый иностранными работниками. На ЕНС будут учитываться также суммы после отмены зачета по предстоящим платежам, начисленные налоговым органом проценты. Те суммы, по которым принято решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей, на ЕНС учитываться не будут.
Оговорено, что при поступлении уточненки налоговая обязанность корректируется не ранее установленного срока уплаты налога. Дописано, что уведомление об исчисленной сумме также увеличивает налоговую обязанность (на момент его подачи), но также не ранее срока уплаты, или не ранее, чем налоговики направили свое сообщение об исчисленных суммах, или не ранее 10 дней после срока представления декларации (если она не подана).
Добавлено еще несколько случаев возникновения налоговой обязанности, например, когда налоговики посчитали налог по АУСН или для самозанятого.
Об уплате и взыскании
Зачем-то в очередной раз полностью переписали статью 45 НК, хотя многие ее положения остались неизменными, включая общие правила исполнения обязанности, взыскания с взаимозависмых лиц, случаи взыскания исключительно в судебном порядке и другие.
Конечно, теперь в эту статью добавляется колорит, связанный с ЕНС. Например, обязанность по уплате налога будет считаться исполненной со дня перечисления денег в качестве единого налогового платежа (ЕНП) в бюджетную систему или со дня признания средств в таком качестве при наличии учтенной на ЕНС совокупной обязанности в части, в отношении которой может быть определена принадлежность таких сумм. Сумма, подлежащая взысканию налоговыми органами на основании судебного акта, не может превышать размер отрицательного сальдо единого налогового счета налогоплательщика на дату исполнения такого судебного акта. И так далее.
Также полностью ко второму чтению снова переписана статья 46 НК. Решения налоговиков о взыскании недоимок за счет денежных средств на счетах налогоплательщиков будут размещаться в специальном реестре, и, судя по всему, туда же будут скидываться поручения для банков на списание сумм в пределах отрицательного сальдо ЕНС.
Из статьи 46 убраны положения о "копеечных долгах" – напомним, что сейчас решение о взыскани применяется при сумме от 3 тысяч рублей (если ее нет, то ждут, когда накопится) или же по истечении трех лет. Как это теперь будет происходить – не очень понятно.
Дописано правило о том, что с момента отзыва у банка лицензии взыскание с открытых в нем счетов остается возможным – но с учетом законодательства о банках и о банкротстве.
Продолжение следует…
Ко второму чтению глобально пересмотрены все сроки уплаты налогов, взносов, сдачи отчетности. Информацию об этом мы вынесем в отдельный текст (читайте здесь).
Как и планировалось, ЕНС станет реальностью для всех в обязательном порядке уже с 1 января 2023 года.
Источник: audit-it.ru